Военные действия на востоке Украины и риск мобилизации ключевых сотрудников заставляют иностранных инвесторов осторожнее вкладывать деньги в украинские проекты. В прошлом году это в первую очередь ощутили разработчики ПО на экспорт, которым пришлось открывать офисы в Польше, Словакии и других европейских странах, чтобы минимизировать риски. Сейчас под ударом могут оказаться стартапы, команды которых обычно состоят из молодых людей призывного возраста.
После недавнего заявления Генштаба о возможном ограничении выезда призывников из Украины четыре европейские инвестфонды отказались рассматривать стартапы из Украины, сообщил управляющий партнер BVU Group Денис Довгополый. Названия этих фондов он не разглашает. Еще два соглашения, которые с большой долей вероятности должно было состояться, по его словам, сорвались по тем же причинам. «Основная ценность стартапа – команда. Она подвергалась большому риску из-за призыва, и это инвесторы учитывали (95% сотрудников стартапа подлежат призыву). Теперь этот ценный актив оказался ограничен в мобильности », – пояснил он.
С ним соглашается и инвестор фонда TMT Investments, председатель наблюдательного совета бизнес-инкубатора Happy Farm Игорь Шойфот: «К сожалению, война сама по себе – всегда плохой фактор для экономики (кроме военной области). А издалека вообще сложно понять, что в Киеве и даже в Днепропетровске никакой войны нет ». Мобилизация означает дополнительные риски в плане потери членов команды. «У меня в нескольких стартапах такое есть», – признается он «Капитала». Ограничения на выезд эти риски повышает. Ведь инвесторы вкладывают деньги в Украину, чтобы заработать, продав стартап. А покупатели практически всегда находятся в Америке. Если члены команды не могут приехать в США, то это огромный минус и дополнительный риск. «С другой стороны, как человек, два года служил в армии, считаю что это долг и честь для каждого мужчины – защищать свою страну с оружием в руках», – подчеркнул он.
И хотя никакие ограничения на перемещения пока не работают (парламента еще предстоит разработать соответствующую базу), само заявление о намерении стала тревожным звонком для инвесторов. «Негативное влияние самого факта войны на отношение инвесторов к Украине, конечно, усиливается неосторожными заявлениями вроде ограничения выездов за границу, которые, к счастью, пока не подтверждаются», – добавляет директор проекта Николай Палиенко.
По словам Довгополого, перспектива таких ограничений уже сейчас заставляет предпринимателей не думать, а действовать в направлении эмиграции. Даже тех, кто пошел бы воевать, если бы призвали. По словам исполнительного директора ассоциации «IT Украины» Виктора Валеева, сейчас многие украинские компании создают офисы за рубежом – этого требуют заказчики. «Международная информационная политика Украины очень слабая. За рубежом видят только, что у нас война и политические проблемы », – рассказывает он. Небольшие компании и стартапы иногда переезжают всей командой. Так, например, в конце прошлого года всем офисом в Черногорию переехала харьковская компания-разработчик. Хотя причины переезда руководство компании не называет.
Остановить массовый отток компаний за границу можно путем внедрения реформ, дерегуляции, защиты частной собственности и решения вопроса с войной на востоке, уверен Палиенко. Что касается мобилизации, то риски для IT и других секторов экономики можно было бы решить, предоставив официальную возможность не служить за деньги. Эти средства можно направлять на повышение привлекательности службы в армии путем увеличения денежного обеспечения и страхования жизни и здоровья военнослужащих. «За любой войной стоит экономика, и забирать высокооплачиваемых специалистов служить, когда есть сотни тысяч безработных, экономически нецелесообразно», – резюмирует собеседник.